Образование для устойчивого развития: позитивный и негативный опыт Монголии

21 июня 2015, Актамов Иннокентий

Данный доклад был представлен на «Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития» (г. Ханты-Мансийск, 8-12 июня 2015 г.)
(И.Г. Актамов, Б. Жадамбаа, Я. Шийлэгмаа)

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект №3433.

В настоящее время человечество сталкивается с множеством рисков и угроз глобального характера. Одной из актуальнейших проблем является угроза относительно комфортной жизнедеятельности человека, существования общества в целом. Сегодня ученые, политики, журналисты, общественные деятели говорят о том, что современное общество находится в условиях экологического кризиса, вызванного потребительским отношением к природе. Процесс глобализации обострил и ускорил деградацию биосферы. По мнению большинства ученых, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, причина современного экологического кризиса кроется в системе ценностей, которая одобряет потребительский стиль жизни и восприятие природы как источника удовлетворения нужд человека. Поэтому необходима грамотная экологическая политика со стороны государств всего мира. На уровне государств экологически ориентированная экономика должна обеспечивать повышение качества жизни граждан, конкурентоспособность нации в целом путем улучшения условий среды обитания. Данные положения имеют особую актуальность для достижения устойчивого развития Монголии.

Современная Монголия имеет ряд характерных особенностей, оказывающих существенное влияние на особенности ее социально-экономического и политического развития. Вместе с тем, Монголия обладает общими характеристиками, присущим многим государствам Центральной Азии. Выделим несколько факторов, которые оказывают влияние на социально-экономическое развитие и, соответственно, реализацию образования для устойчивого развития в Монголии.

Географический фактор. Монголия, несмотря на относительно большую площадь страны (1,56 млн. км²), окружена со всех сторон сушей и имеет всего два географических соседа – Российская Федерация на севере и Китайская Народная Республика на юге. В качестве общих характеристик, присущих всем центрально-азиатским странам можно выделить следующие: большая территория и низкая плотность населения, хрупкие природные экосистемы и широко распространенная эрозия почв и деградация земель, ограниченные водные и лесные ресурсы наряду с небольшим количеством осадков, большое количество домашнего скота и низкая питательность пастбищных земель, наличие уникальных районов с богатой растительностью, включая редкие и исчезающие виды[1].

Экономический фактор. В последние годы Монголия стала привлекать повышенное внимание со стороны многих стран и транснациональных корпораций, обусловленное богатыми природными ресурсами. По оценкам экспертов горнорудная отрасль Монголии в 2016 году покажет наиболее высокие темпы роста – 24,2%[2]. Добыча полезных ископаемых является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей экономики. В настоящее время наиболее привлекательными для инвестиций и разработок со стороны иностранных компаний являются месторождения Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь), Дорнод (уран)[3].

Политический фактор. Внутренняя и внешняя политика, так или иначе, связывается с развитием горнорудной промышленности. Например, 28 января 2015 года премьер-министром Ч. Сайханбилэгом был инициирован «смс-референдум» под названием «Вместе выберем путь развития Монголии», который касался выбора в пользу продвижения проектов освоения крупных месторождений полезных ископаемых, либо принятия курса жесткой экономии государственных расходов (в том числе и в социальной сфере)[4].

Внешнеэкономический курс ориентирован на создание имиджа динамично развивающейся, демократической страны с многопартийной политической системой. Главными экспертами в оценке монгольской демократии являются западные НПО. Положительные оценки со стороны этих организаций дают возможность Монголии улучшить свой имидж как демократической страны, что в свою очередь, способно привлечь за собой экономические выгоды – финансовую помощь западных стран и улучшение инвестиционного климата. Приверженность демократическим принципам во многом является средством обеспечения национальной безопасности, суверенитета, экономического развития и международного престижа[5].

Культурно-образовательный фактор. Несмотря на динамичное социально-экономическое и политическое развитие, Монголия остается страной, стремящейся сохранить свои национально-культурные традиции. Это отражается в повседневных практиках, соблюдении ритуалов, сакрализации объектов живой и неживой природы. Традиционное сознание монголов формировалось под влиянием культа вечного синего неба, матери-прародительницы земли,  неписаных правил поведения по отношению к природе. До настоящего времени ритуально-обрядовые практики не утратили свою значимость. Но экономический императив во внутренней и внешней политике приводит к возникновению противоречий между разными политическими группами, общественностью, экологическими и патриотическими организациями. В настоящее время монгольское общество оказалось в условной точке бифуркации: экономический достаток сегодня и экологическая катастрофа завтра или жесткая экономия сегодня и относительно благоприятное экологическое будущее. Понятно, что одного понимания проблемы недостаточно, необходимы стратегии и конкретные механизмы. В качестве основных выделяются следующие:

- поддержка Монголией декады ОУР, объявленной ООН;

-  координация деятельности всех заинтересованных лиц, реализующих образование для устойчивого развития и экологическое образование;

-  соединение усилий всех участников – частных лиц, организаций, правительства в лице профильного министерства;

- изменить рабочие программы для начального и высшего профессионального образования в соответствии с идеями и принципами образования для устойчивого развития с целью включения широких масс в работу по реализации ОУР;

- через обновленные учебные программы в старшей и высшей школе перейти к ОУР;

- охватить процессом подготовки и повышения квалификации в области ОУР специалистов министерств, преподавателей, методистов;

- система ОУР должна иметь тесную связь и взаимодействие с другими системами (СМИ, образование, органы управления и др.)

Реализация образования для устойчивого развития в Монголии имеет несколько характерных особенностей. Во-первых, образование для устойчивого развития было признано на уровне правительства. Министерством окружающей среды и зеленого развития Монголии в 2009 году принята Национальная Программа реализации ОУР для всех в Монголии на 2009-2019 гг.[6], а также Программа мероприятий для реализации Всеобщего экологического образования в целях устойчивого развития[7].

Во-вторых, реализация образования для устойчивого развития, как и вся система образования, зависит от изменений политического курса в стране. Например, недавняя отставка правительства Монголии[8] привела к изменению структуры министерства и назначению нового министра природы, зеленого развития и туризма, что в определенной степени сказалось на работе министерства и реализации Программы ОУР.

В-третьих, большое влияние на реализацию ОУР оказывают общественные движения и организации. Наиболее резонансным стало протестное движение, организованное активистом Мунхбаяром, который был осужден за экстремизм и отбывает срок в тюрьме города Хархорин[9].

В-четвертых, реализация образования для устойчивого развития сталкивается с рядом проблем:

- отсутствие или недостаток информации от всех участвующих сторон относительно уровня и стоимости загрязнения окружающей среды;

- идеология по увеличению объемов производства любыми средствами;

- вертикальное управление экономикой и низкий уровень участия местных сообществ в управлении природными ресурсами и экономикой на горизонтальном уровне[10];

- неформальная экономика, наносящая непоправимый ущерб экологии[11];

- политическая конъюнктура, определяющая принятие решений в области экономики и экологии[12].

Таким образом, процесс реализации образования для устойчивого развития в Монголии имеет ряд особенностей. На современном этапе развития, на наш взгляд, противоречий и сложностей больше, чем возможностей для реализации ОУР. Вместе с тем, они не являются непреодолимыми, есть определенный опыт и потенциал для успешного внедрения образования для устойчивого развития в Монголии.



[1] Хижабагийн Ыханбай. Экономика охраны природы и совместное управление природными ресурсами. Улан-Батор, 2010. – С.11

[2] Согласно данным Азиатского банка развития. Режим доступа: http://russian.news.cn/economic/2015-03/25/c_134094334.htm

[3] Владимир Грайворонский. Монголия: светлые перспективы динамичного развития. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3009#top

[4] Владимир Родионов. Вместе выберем путь развития Монголии. Режим доступа: http://monpolit.ru/articles/44/

[5] В.А. Родионов. Демократизация Монголии: внешние факторы // Олон улс судлал. 2013, №3. – С.28.

[6] Официальный сайт Министерства природы, зеленого развития и туризма. Режим доступа: http://www.mne.mn/mn/572

[7] Официальный сайт Министерства природы, зеленого развития и туризма. Режим доступа: http://www.mne.mn/mn/573

[8] 21 ноября 2014 года новым премьер-министром Правительства Монголии был избран Чимэдийн Сайханбилэг – прим. авт.

[9] Семен Ласкин. Выбор между порядком и правдой. Монгольский опыт. Режим доступа: http://ecodelo.org/v_mire/34006-vybor_mezhdu_poryadkom_i_pravdoy-statia

[10] Хижабагийн Ыханбай. Экономика охраны природы и совместное управление природными ресурсами. Улан-Батор, 2010. – С.85.

[11] Бадараев Д.Д. Современные «ниндзя»: масштабы и последствия для Монголии // Власть. – М., 2014 - №4.- С.130-134.

[12] Всемирный банк готовит мониторинговую миссию по монгольским ГЭС на Селенге. Режим доступа: http://www.plotina.net/vsemirnyj-bank-gotovit-monitoringovuyu-missiyu-po-mongolskim-ges-na-selenge/#more-3978