Политические лидеры двух соседних стран посетили Монголию

20 марта 2015

Представляем вниманию посетителей сайта статью Гунгаагийн Базарвааня, руководителя отдела России и Центральной Азии, Института стратегических исследований Совета национальной безопасности Монголии, написанную по итогам прошлогодних визитов В.В. Путина и Си Цзиньпиня в Монголию

Современные взаимоотношения между государствами должны протекать в условиях взаимопомощи, а не борьбы друг с другом. Это по существу и есть  истинные взаимоотношения.   

Развитие отношений в мировом сообществе имеет тенденцию к регионализации данного процесса. Вместе с тем укрепляются двусторонние связи, что, в конечном счете, ведет к достижению общих целей. Однако есть случаи нарушения данной тенденции. К примеру, вмешательство третьей стороны во взаимовыгодные геополитические взаимоотношения двух соседей сводит на нет характер двусторонних отношений, нарушает дружественный характер взаимоотношений двух соседей. Немало случаев, когда по вине третьей стороны один из партнеров вступает в противоречие со своим соседом. Ярким примером этому служит современный кризис на Украине. Этот пример является напоминанием того, что в своеобразной геополитической ситуации для существования независимого государства необходима самостоятельная политика государства в экономической и политической сфере. Для Монголии такой политикой является «концепция третьего соседа».

Однако ситуация на Украине из-за «характера» северного соседа стала причиной разделения на две стороны наших «третьих соседей» и двух географических соседей. В частности, из-за данного кризиса наши «третьи соседи» и северный сосед начали войну санкций друг против друга, в которой каждая сторона пытается переиграть оппонента. В такой период лидеры КНР и РФ с небольшим временным интервалом посетили Монголию, что привлекло внимание не только граждан нашей страны, но и всей мировой общественности. 

Следует признать, что наши «третьи соседи» посчитали это знаком того, что мы  поддерживаем политику двух своих соседей. Однако на самом деле, если рассматривать визит лидеров высшего уровня, то лидер КНР посетил Монголию после одиннадцатилетнего перерыва, а РФ после пятилетнего. В отношениях между соседними странами данный показатель можно считать неудовлетворительным.  

Первое. Государственный визит главы КНР Си Цзиньпина в Монголию.

Глава КНР по приглашению президента Ц. Элбэгдоржа 21-22 августа 2014 года с государственным визитом посетил Монголию. Во время визита главы двух государств подписали «декларацию о комплексной стратегии развития партнерских взаимоотношений». Таким образом, подписанное в 2011 году «стратегическое партнерство» переросло в «комплексное стратегическое партнерство», что является свидетельством выхода на новый уровень взаимоотношений между странами. Взаимоотношения между двумя странами в течение последних трех лет вышли на принципиально новый уровень и весьма интересно рассмотреть отдельные стороны сотрудничества. Спектр направлений сотрудничества весьма широк – политика, народонаселение, экономика. И весьма интересно как несопоставимые по уровню военной мощи и территории страны смогут комплексно, равноправно взаимодействовать во всех сферах. 

Наряду с этим, во время визита между правительством и хозяйствующими субъектами двух стран были подписаны договоры, меморандумы, протоколы, планы, проекты, обменные программы - в общей сложности 36 документов, большая часть которых касается экономической сферы. Вместе с тем, все эти большие проекты и программы не были подкреплены конкретными финансовыми средствами для реализации.  К примеру, не был подписан проект по газификации, стоимостью 2-3 миллиарда американских долларов.  

Таким образом, наиболее важный документ, подписанный по результатам визита, это договор о выходе к морю, транзите монгольских товаров через территорию КНР. Согласно данному договору, 1/3  всех монгольских товаров, экспортируемых в третьи страны через территорию КНР, будет получать скидку 40% от «общего транзитного тарифа», установленного китайской международной железнодорожной компанией. Однако возникает вопрос соотнесения данных условий с принципами Всемирной торговой ассоциации (ВТО). Другими словами, весьма интересно выглядит соотнесение требований, предъявляемых ко всем членам-государствам со стороны данной организации с некоторыми пунктами договора, подписанного между нашими двумя странами.

Китайской стороной много говорится об укреплении доверительных отношений с Монголией. После данной встречи на высшем уровне президент Монголии Ц. Элбэгдорж, обращаясь к китайским журналистам, отметил: «…Монгольская независимость, связанные с нею факты искажения исторической информации, документы, записи широко распространяются в КНР, и это является препятствием для установления доверительных отношений между гражданами двух стран». Данное явление, впервые отмеченное на высшем уровне, стало весьма важным событием. Лидер КНР в ответ заявил: «… Китай всегда уважал независимость Монголии, ее права, территориальную целостность и готов быть дружественным соседом». Вместе с тем, глава КНР отметил, что прочитанное 22 августа 2014 года на торжественном заседании Великого Государственного Хурала стихотворение монгольского поэта Д.Нацагдоржа «Моя Родина» было нарушением протокола. Содержание и структуру данного стихотворения знает практически каждый монгол. Вместе с тем, название стихотворения – «Моя Родина», и сам факт того, что китайский лидер назвал Монголию своей родиной, были не совсем хорошо восприняты нашими гражданами.

В области международного сотрудничества Китайская Народная Республика выразила готовность поддержать инициированный президентом Монголии Ц.Элбэгдоржем «Улан-Баторский диалог» и процесс вступления Монголии в ОПЕК.

Второе. Рабочий визит президента РФ В. Путина в Монголию.

После визита лидера КНР президент РФ В. Путин в рамках празднования 75-летия победы на Халхин-Голе 3 сентября 2014 года совершил свой рабочий визит в Монголию. Хотя визит носил «рабочий» характер, состав делегации включал 9 министров Правительства РФ и представительную делегацию крупного бизнеса. Это свидетельствует о придании большого значения визиту со стороны Российской Федерации. 

Во время визита президенты двух стран провели рабочую встречу. По результатам переговоров были достигнуты договоренности в области политики и экономики между правительствами и представителями бизнеса двух стран. В общей сложности было подписано 15 документов. Шесть из них – договоры между Правительствами и министерствами, семь – меморандумы между организациями и агентствами, и два – протоколы соглашений.  

Во время визита лидера КНР Си Цзиньпина в Монголию между двумя странами была подписана «декларация о комплексной стратегии развития партнерских взаимоотношений». Подписания подобного документа с российской стороной ожидали граждане Монголии и во время визита Путина. Однако президент РФ счел подписание подобной декларации во время рабочего визита неподходящим. Таким образом, принятая еще в 2009 году декларация о «развитии стратегического партнерства» является основой для взаимоотношений между двумя странами и показателем уровня взаимоотношений на современном этапе. Это отнюдь не является свидетельством невозможности развития «комплексного стратегического партнерства» большой страны с маленькой страной или показателем превосходства со стороны Российской Федерации.

Возможно, внесение изменений в договор 1949 года о совместной железной дороге, транзите грузов, а также договор о тарифах и таможенных сборах на поставку товаров и продукции из Монголии в РФ, а не подписание полновесного соглашения между нашими странами обусловлено столь короткими сроками рабочего визита. 

Однако, при внесении изменений в Соглашение об УБЖД от 6 июня 1949 года, стороны отметили, что современные рыночные и экономические условия подверглись большим изменениям и необходимо заключить новое соглашение в ближайшем будущем. Хочется надеяться, что при составлении указанного соглашения стороны будут учитывать правила ВТО.

В качестве основных итогов визита можно выделить:

-Для граждан двух стран с 1 января 2015 года вводится безвизовый режим. Наряду с этим была достигнута договоренность о взаимной выдаче граждан, нарушивших условия пребывания;[1]

-Был продлен договор 2004 года о безвозмездной передаче военной техники Российской Федерацией для нужд Монголии;

-Было подписано Соглашение о развитии стратегического партнерства в области реформирования Улан-Баторской железной дороги;

-Президент РФ В. Путин особо отметил роль ООН и ШОС на международной арене и в вопросах сотрудничества между двумя странами; 

-Отвечая на вопросы журналистов, президент РФ выделил семь пунктов для установления мира на Украине и др.

Во время своего государственного визита наш южный сосед выразил готовность поддержать Монголию в вопросе о вступлении в ОПЕК и ШОС, а наш северный сосед в рамках своего рабочего визита обозначил свою поддержку в вопросах взаимодействия двух стран в рамках ООН и ШОС.

Можно сказать, что одним из результатов финансового кризиса 2008 года стало ослабление глобализационных процессов и усиление роли регионального взаимодействия. В настоящее время мы являемся свидетелями процессов регионализации. Например, Российская Федерация расширила «Таможенный союз» и создала ЕАЭС (Евразийский экономический союз), точно так же Шанхайская организация сотрудничества стремится к расширению своего состава. Поэтому и Монголии необходимо внимательно следить за интеграционными процессами.

Невозможно отрицать, что те соглашения и договоры, которые мы хотели подписать с Россией, были отложены ею на более поздний срок в качестве определенного рычага для вступления Монголии в ШОС[2], а также в ЕАЭС, в которой она является председателем.

В идентичной ситуации сейчас находится Армения. Глава РЖДВ.Якунин не является профессиональным железнодорожником, однако очень хорошо разбирается в вопросах геополитики и развития железной дороги.Сейчас менеджментом железных дорог Армениизанимается РЖД. Главной «артерией», соединяющей Армению с внешним миром является именно железная дорога.  Это позволило России подтолкнуть Армению к принятию решения о вступлении в Евразийский экономический союз. Инициатором реализации данной политики является именно В.Якунин. В его политику ширококолейной железной дороги «пространство 1520» включена и Монголия[3]. Это было включено российской стороной в совместную российско-монгольскую декларацию 2009 года. Это подструктура сети, создаваемой для соединения российской ЕАЭС и государств СНГ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, можно выделить следующие условия, соблюдение которых позволит достигнуть следующих результатов: при внесении изменений в совместный договор о железной дороге 1949 года о транзите грузов и составлении нового Соглашения – вступление в ШОС, при составлении договора о снижении таможенных тарифов при экспорте сельскохозяйственных продуктов, шкур, шерсти, пуха и других продуктов – вступление в Евразийский экономический союз.

Российской стороной часто озвучиваются упреки монгольской стороне в том, что решения, принятые совместной российско-монгольской комиссией, вопросы, обозначенные в декларации 2009 года о «развитии стратегического партнерства» не находят практической реализации.

Стоит отметить, что в рамках рабочего визита президента России также были затронуты некоторые вопросы декларации 2009 года, и было обращено внимание на некоторые отдельные стороны.

Например, было решено реализовать такие аспекты совместного сотрудничества как вопросы менеджмента АО «УБЖД», обновления технологий, строительства жилых домов, образования, приграничного сотрудничества и других, все это было оформлено в дополнительные соглашения и договоры и подписано ответственными лицами с обеих сторон.

 

Перевод с монгольского языка Иннокентий Актамов


[1]Согласно двустороннему соглашению, документ вступил в силу с 14 ноября 2014 года и граждане двух стран пересекают границу по безвизовому режиму.

[2]Известно, что ШОС под председательством РФ в 2015 году намерена расширить состав ее членов.

[3]Монголия - страна особого путинского внимания, однако там у России есть проблемы... http://asiarussia.ru/news/4178/