Молодежная политика Монголии. Государственные программы по поддержке молодежи

4 марта 2015

Предлагаем вниманию читателей сайта статью Ганхуягийн Алтандоша, аспиранта Бурятского государственного университета

Реализация государственной политики в отношении молодежи Монголии в первую очередь заключается в содействии молодому поколению, стремящемуся получить достойное образование, соответствующее современным требованиям.Кроме того, важными задачами являются содействие в трудоустройстве, защите их здоровья и создание условий для эффективного проведения свободного времени молодежью, самореализации, увеличение их роли в обществе путем активного привлечения молодежи в общественную жизнь страны.Согласно отчетам государственых ведомств  и негосударственных общественных организации Монголии, молодежью считается граждане от 14 до 35 лет[1].

Однако, одной из основных преград для эффективной реализации политики в отношении данной социальной группы является отсутствие института молодежи и централизованного государственного аппарата, который отвечал бы за реализацию молодежной политики и государственных  программ по поддержке молодежи Монголии.

Монголия с переходом в рыночную систему экономики начала реализовывать несколько программ для решения социальных проблем и поддержки развития молодежи: государственная, национальная молодежная программа «Национальная программа содействию развития подростков и молодежи», Меморандум, подписанный с ООН, о взаимном сотрудничестве в области развития молодежи, национальная программа «Зөгийн үүр» («Улей») и многое другое.

Программы в поддержку молодежи

Декларация тысячелетия

В 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация Тысячелетия, основной целью и лозунгом которой являлось искоренение бедности и нищеты всеми странами мира до 2015 года [2]. Монголия, подписав данную Декларацию, приняла программу, в которой содержатся ряд задач по поддержке и развитию молодежи. В такие задачи входит: снижение нищеты и голода, предоставление возможности всем получить среднее образование, снижение смертности матери и ребенка, борьба с распространением заболеваний передающихся половым путем,(ВИЧ-инфекций, СПИД). Все эти задачи нацелены на молодежь и в большей степени охватывают основную часть представителей данной социальной группы.

Распоряжением Великого государственного хурала Монголии от 2000 года № 13 была принята программа «Цели развития тысячелетия», которая реализуется по сей день [3]. На сегодняшний момент Монголия по результатам реализации вышеупомянутой программы выпустила три Национальных отчета. В третьем отчете упомянуты проблемы (в том числе по вопросам поддержки молодежи) при реализации программы«Цели развития тысячелетия» возник ряд острых вопросов. К ним относятся:

1.    Устранение различия в темпах и уровне развития регионов(бедность, безработица);
2.    Значительное снижение количества школьников в сельских местностях,(отток молодежи в города), нехватка обеспечения образовательных учебных заведений общего среднего образования методическими и учебными материалами,неспособность средних школ в сельских местностях справляться с возложенными на них обязанностями по обеспечению полноценного учебного процесса и т.д. В связи с этим возникает необходимость корректировки политики в области образования;
3.    Повышение количества рабочих мест;
4.    Воспитательная работа с группой риска (молодежью) наиболее подверженных  заражению болезнями передающихся половым путем (Вич-инфекция, СПИД);
5.     Развитие и укрепление базы информационной доступности для молодежи.

Национальная политика развития

В 2008 году была принята среднесрочная программа национального развития на срок 2008-2021годы, приоритетами которой являются интересы и благосостояние граждан Монголии, развитие экономики и общества в целом. Необходимо отметить тот факт, что в данном документе проблемы молодежи не выделены как отдельная глава, данные вопросы отмечены лишь как составная частьданной программы.

Например в статье 4.3«Повышение благосостояния семьи, вопросы демографического положения» упоминается необходимость защиты интресов граждан, улучшение качества государственных услуг предоставляемых гражданам, воспитание среди молодежи патриотизма и демократических ценностей, уважение национальных традиций, обычаев и родного языка;

Статья 4.4. посвящена развитию нанотехнологии, биотехнологии и горной промышленности и предполагаетотбор 1000 человек, талантливых и молодых ученых, их дальнейшую поддержку и финансирование за счет бюджетных средств для обучения за границей[4].

В статье4.8. в разделе«Социальная защита и трудовая политика» упоминается о создании экономических и правовых условий для привлечения сограждан проживающих и получивших высшее профессиональное образование за границей, создание для них рабочих мест и т.д.

Программа «Улей»

На сегодняшний момент по неофициальным данным более 200 тысяч граждан Монголии обучаются или проживают на постоянной основе за границей, что составляют 18,9 % работоспособных граждан Монголии.

За последние годы в рамках реализации государственных программ и проектов в социальной и экономической сфере, в 2010-2015 годы в трудовом секторезапланировано создать 40 000 рабочих мест, в том числе 6000 рабочих мест для инженеров и технических специалистов. Это связано с прогнозами о повышении спроса специалистов в сфере высокой технологии[5].

Несмотря на то, что Правительство Монголии уделяет большое внимание подготовке кадров в соответствии со спросом на рынке труда, реалии несколько иные.Если учесть результаты исследования в данной области, наблюдается дефицит в профессиональных и высококвалифицированных кадрах. Это обусловлено в первую очередь необходимостью улучшения условий для подготовки таких специалистов.

В связи с этим Правительство Монголии в июле2010 года приняло программу «Улей» для активного привлечения  молодежи, проживающей заграницейи получившей образование и профессиональные навыки, путем создания условий для самореализации и участия в развитии Монголии.

В 2010 году на форуме «Нээлттэй нийгэм»Открытое общество») были затронуты вопросы расширения перечня вопросов государственной программы «Программа по поддержке детей и молодежи» [6]. Несмотря на то, что в данной программе значительную долю затронутых проблем занимают вопросы обеспечения молодежи жильем, рабочими местами и образованием, наряду с этим хочется отметить необходимость уделения большого внимания воспитанию в среде молодежи здорового образа жизни и уважительного отношения к семейным ценностям. Исходя из исследований ученых и отчетов государственных организаций, а также оценки сотрудников государственных учреждений опубликованных в СМИ, можно сказать о недостаточно проработанном механизме финансирования и реализации политики в отношении молодежи, о неоднозначных критериях оценки результативности работы в данной сфере. Неоднозначным является и о вопрос о том, какому ведомству или государственному органу принадлежат те или иные функции по реализации государственных программ по молодежной политике в Монголии. Ярким примером этого можно назватьто, что в рамках поддержки молодых семей собственным жильем в аймаке Дархан-Уул в 2009 году было организовано ТВ-шоу «Новая квартира».По результатам конкурса, из пяти семейных пар, представляющих разные организации, победившая семейная пара в качестве приза получала новую 1-комнатную квартиру. В данных о  результатах реализации государственной программы по обеспечению молодых семей жильем говорилось о выполнении программы на 10%. Однако данная оценка никоим образом не охватывала все категории молодых семей, и поэтому не может быть признана соответствующей действительности.

В 2008 году на реализацию «Программы по поддержке детей и молодежи» из государственного бюджета было выделено 26,7 миллионов тугриков (по курсу 2008 года составляло 1,16 млн. руб), в 2009 году 20 млн. тугриков (по курсу 2009 года составляло 869,6 тыс.руб).Можно сделать вывод о недостаточном финансировании, следствием чего является низкий уровень реализации данной программы.

В целом можно сказать, что поддержка активного образа жизнии вовлечение молодежи в общественную жизнь страны, а также разработка системы и реализации молодежной политики на государственном уровне носит лишь обобщенный характер, а планы по реализации государственных программ по молодежной политике не входят в приоритетные направления государственной политики. Молодежным организациям при политических партиях Монголии необходимо обратить большое внимание и восполнить пробелы, т.е низкий уровень участия молодого поколения в общественной жизни страны.

Молодежная политика должна быть цельной, охватывать все аспекты жизни молодежи и ее участия в делах государства и общества в целом. Кроме этого государство и общество должны обеспечить доступ к формированию и реализации молодежной политикой в целом. А на государственном уровне должно определяться право молодежных организаций участвовать в разработке документов государственных органов непосредственно касающихся жизнедеятельности молодежи[7]. Повсеместно нужно привлекать молодежь к управлению делами государства и общества по типу «Молодежный парламент»,«Молодежное правительство». Главной задачей и целью государства должно стать создание общественно-государственной системы работы с молодежью, объединение и координация в этой сфере усилий и возможностей государства политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и бизнес-сообществ при непосредственном и деятельном участии самой молодежи.

 

Список использованных источников:

1.    Итоги исследования молодежной политики 2010 год (Залуучуудын бодлого судалгааны тойм 2010 он).

2.    http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

3.    Итоги исследования молодежной политики 2010 год (Залуучуудын бодлого судалгааны тойм 2010 он) С. 22.

4.    Постановление Правительства Монголии №12 от 31.01.2008 года  о принятии «Национальной политики развития» Улан-Батор, Государственный дворец (Үндэсний хөгжлийн цогц бодлого)

5.    Постановление Правительства Монголии  250 от 28.09.2010 года  о принятии государственной  программы «Улей»  Зөгийн үүр»)

6.    http://www.forum.mn  - Официальный сайт форума «Открытое общество».

7.    Криворученко, В.К. Молодежная политика: взгляд ученого и практика /В.К. Криворученко // Знание. Понимание. Умение. 2013. №-2. С.84-85.